Православные отмечают Ореховый Спас

0
51

В воскресенье православные отмечают Ореховый, или Хлебный спас, в который на Руси было принято освящать плоды урожая — прежде всего зерно и орехи.

Руководитель сектора апологетической миссии синодального миссионерского отдела Русской православной церкви иерей Георгий Максимов напомнил верующим, что за красивыми обычаями важно не забывать подлинно христианского содержания Перенесения из Эдессы в Константинополь Нерукотворного образа Господа Иисуса Христа.

«Для верующего человека самое главное наполнение праздника – это его религиозный смысл. Сопутствующие традиции – неплохие, но находятся на периферии», – сказал он РИА Новости.

Максимов отметил, что с ростом численности городского населения «тема орехов» и освящения урожая стала играть в повседневной жизни верующих меньшую роль.

Ореховый спас 2021 — как празднуют третий спас и чего нельзя делать

«С миссией она непосредственно не имеет связи. Миссия – это все-таки донесение смысла до человека, изначального смысла, главного – религиозного. А не какие-то сами по себе неплохие, но внешние традиции», – подчеркнул он.

Череду августовских праздников, когда принято освящать плоды нового урожая, называют спасами. Сначала 14 августа церковь отмечает Происхождение честных древ Животворящего Креста, который в народе знают как Медовый спас: в это время собирают и освящают мед.

Затем 19 августа – Преображение Господне, или Яблочный спас, когда святят яблоки и другие фрукты. А 29 августа, в день, когда церковь вспоминает Перенесение из Эдессы в Константинополь Нерукотворного образа Господа Иисуса Христа, верующие после литургии освящают урожай зерна и орехи.

Названия Хлебный спас и Ореховый спас для этого дня равнозначны. В малолесном Черноземье, например, в храмы в этот день крестьяне приносили рожь и пшеницу, а на севере — лесные орехи. В иных регионах его называли Холщовым спасом, потому что начинали торговать холщиной, или Осенним — подходили заморозки.

История церковного праздника восходит к I веку. По преданию, царь ближневосточного города Эдесса по имени Авгарь заболел проказой, которую не удавалось вылечить. Однажды он услышал о могущественном палестинском проповеднике и целителе Иисусе Христе и прислал к нему слуг, которые попросили пойти в Эдессу.

Иисус же велел подать ему воду и полотенце — убрус. Он умылся и обтер лицо, а на полотне чудесным образом остался его лик, который слуги и отвезли в Эдессу. Авгарь исцелился, прикоснувшись у нему, и впоследствии принял крещение от одного из апостолов.

По преданию, именно с этого полотенца начали писать первые иконы. Оно хранилось в Эдессе, но в 944 году было торжественно перенесено в Константинополь, и это и празднуется 29 августа.

Изначально праздник отмечали только жители Константинополя, но с широким почитанием Спаса Нерукотворного он широко распространился. Считается, что плат был утрачен в 1204 году во время разграбления византийской столицы крестоносцами.

На «третий» спас верующие могут освятить зерно или орехи в храме. Принято также читать акафист Нерукотворному Образу Спасителя — в церкви или дома.

Из освященного зерна в старину было принято печь хлеб, угощая им соседей и нуждающихся. Святили на праздник и новые колодцы, в деревнях трижды обходили родники, «закрывая» теплое время, чтобы водоем не замерзал зимой. Сельские девушки устраивали гадания на суженого.

Источник: gotovim.ru

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here