Содержание статьи
Великий пост, откуда пришла эта традиция
Согласно Православной энциклопедии формирование традиций Великого поста заняло несколько столетий. Истоки Великого поста – в пасхальном посте II-III вв. совершавшегося в пасхальную ночь в память Страстей Спасителя. Он прекращался с рассветом. Продолжительность такого поста в разных государствах не была одинаковой. В III в. он мог длиться от одного дня до 40 часов. Последний проводился в полном воздержании от пищи и соединял два основных значения – именно они легли в основу Великого поста, который стал подражанием 40-дневного поста Спасителя в пустыне после Крещения на Иордане и подготовки к празднику Пасхи.
Самое раннее свидетельство о 40-дневном посте (включая Страстную седмицу, неделю), по мнению большинства историков – второе праздничное (пасхальное) послание святого Афанасия Великого, который жил на рубеже III и IV вв. Из его послания, датированного 340 г., следует, что этот пост в Египте был недавним установлением и не всеми воспринимался как обязательный. Другая ситуация складывалась в Риме. Там он соблюдался неукоснительно и был связан с принятием всех кающихся в Великий четверг, как его ещё называют сейчас, Чистый четверг.
В конце IV – начале V в. 40-дневный Великий пост был уже принят повсеместно, хотя его внутренний календарь в различных местностях отличался друг от друга, да и сами его правила отличались друг от друга. Церковные историки V в. пишут: «Посты перед Пасхой в разных местах соблюдаются различно… в Риме постятся непрерывно 3 седмицы (недели), кроме субботы и дня Господня, а в Иллирии, во всей Греции и Александрии держат пост 6 седмиц до Пасхи и называют его Четыредесятницей; другие же начинают поститься за 7 седмиц… и постятся только 3 пятидневия». Историки упоминали, что «одни воздерживались от употребления всякого рода животных, другие из всех одушевлённых употребляют только рыбу, а некоторые вместе с рыбой едят и птиц… одни воздерживаются даже от плодов и яиц, другие питаются только сухим хлебом, некоторые и того не принимают».
В чём суть Великого поста
«Время поста есть время исправления. Кто же из нас не позаботится в дни сие о своём исправлении? Кому не нужно исцеление души от болезней духовных? Но чтобы исправится, выздороветь душою, и встать с ложа греховного, нужно вникнуть в самого себя, и рассмотреть все дела свои», – писал в 1857 г. Никонор, митрополит Новгородский, С.-Петербургский, Эстляндский и Финляндский. Такое пристальное внимание к своей личности, по мнению православия, возможно при ограничениях и переключении внимания с земного, будничного на душевное.
Наш современник, архимандрит Иов: «В пост исключается не только мясо, но всякая пища животного происхождения. Период поста – время сугубых духовных трудов. Поэтому нужно, чтобы душа управляла телом, а не наоборот. Этому содействует ограничение количества ежедневной пищи и исключение из употребления животных продуктов, которые, несомненно, утучняют тело и лишают его лёгкости».
Михаил Потокин, настоятель московского храма святых мучеников Флора и Лавра на Зацепе: «Пост – не время для безудержного веселья, чревоугодия и гастрономических изысков. Но это и не повод питаться однообразно. От чрезмерной аскезы душа благостнее не станет, а здоровье точно пострадает.
Воздержание в пище – лишь часть духовной работы, без остальных составляющих она не имеет смысла, как не имеет смысла заправка для салата без самого салата. Каждый человек знает свою меру. И, безусловно, даже малое ограничение даст свой плод. Если мы хотим большего плода, естественно, наши ограничения должны быть больше. Но, опять-таки, всё это должно быть сообразно нашему общему духовному состоянию. Если человек просто ограничит себя в еде, а в остальной его жизни ничего не изменится, наверное, особого смысла такой пост не имеет.
Пост, в символическом плане, связан с ветхозаветным повествованием о жизни до грехопадения. В земном раю люди не употребляли мясо зверей, ведь первозданная природа не знала самоуничтожения. В этом смысле отказ от пищи животного происхождения очищает нас и возвышает человеческую природу. Смысл поста – отнюдь не в том, чтобы себя заморить физически; пост – не самоцель, а средство духовного очищения
Пост не самоцель, а средство. Целью же христианской жизни является чистота сердца и плоды духовные (любовь, мир душевный, радость, милосердие). Если человек умеренно постился, но в течении всего поста никого не укорил и ни разу ни на кого не раздражался, он больше достиг, чем тот, кто провел его в сухоядении».
Великий пост 2022, правила и календарь
Многие православные в Великий пост 2022, как и в прошлые годы, будут питаться по монастырскому уставу – это довольно жёсткое меню со строгими ограничениями. По таким правилам принято исключать все продукты животного происхождения:
- любое натуральное мясо, включая птицы, колбасы и мясные полуфабрикаты
- рыбу,
- молоко и кисломолочные продукты,
- сыр и яйца,
- сливочное масло и продукты, где оно содержится, в том числе сливочные соусы, сдобу.
Есть запрет и на алкоголь.
С особой строгостью православными верующими соблюдается пост в первую и страстную седмицу (неделю).
Дни Великого поста 2022, когда допускаются некоторые послабления в питании
Благовещение Пресвятой Богородицы
В 2022 г. праздник выпадает на 7 апреля. До VII в. Благовещение, один из 12 главных христианских праздников, назывался как «День приветствия», «Возвещение», «Приветствие Марии», «Начало искупления».
На Благовещение было принято печь дома просфоры – пресные маленькие хлеба – и освящать их в храме во время литургии. Просфоры делали для каждого члена семьи, и съесть их нужно было натощак.
В Благовещение разрешается есть рыбу.
Лазарева суббота
За неделю до Пасхи (в этом году она отмечается 24 апреля) православные верующие отмечают Лазареву субботу. В 2022 году этот день Великого поста наступит 16 апреля. Этот праздник ещё называют Воскрешение праведного Лазаря или даже «Малая Пасха».
На Лазареву субботу собирают вербу, чтобы на следующий день, в праздник Входа Господня в Иерусалим (Вербное воскресение), встретить Христа. Во время богослужения веточки вербы, как это случается уже не одну сотню лет, освящают святой водой.
Есть даже такая поговорка: «На канун Вербного воскресенья Святой Лазарь за вербой лазил». Считалось, если в Лазареву субботу на деревьях появилось много почек («серёжек» вербы), год будет урожайным и богатым на радости.
В Лазареву субботу на стол ставится рыбная икра.
Вербное воскресенье
В 2022 г. Вербное воскресенье отмечается 17 апреля. Этот день установлен в воспоминание торжественного входа Господня в Иерусалим.
Во время встречи Иисуса в Иерусалиме люди встречали его с пальмовыми ветвями. Не случайно слово «паломник» означает «носитель пальмы». Отправляясь в паломничество, человек брал с собой пальмовую ветвь – символ чистоты и знак праведного путешествия.
Главный символ праздника в России – веточки вербы. Поскольку у нас нет пальм, Иисуса принято «встречать» самым первым символом наступающей весны. Раньше, прежде чем принести вербу в церковь (их можно освещать и в Вербное воскресенье), её веточки украшали цветными нитками, пёрышками, цветами из бумаги или ткани. Освященную вербу ставили рядом с иконами и хранили до следующего года.
В народе считается, что удары вербой в Вербное воскресенье приносят удачу и здоровье. Нужно ударить человека несколько раз освященной веточкой, приговаривая: «Верба свята! Верба свята! Верба-хлёст бит до слез!».
В Вербное воскресенье разрешается рыба.
Источник: gastronom.ru