Содержание статьи
Лад и Лада – часть одного божества
По древнерусским преданиям, Лад – бог бортничества и покровитель посева проса, а народные песни XIX века воспевали его, как главного по посеву льна и вообще всяческого земледелия. На царство Лад заступал ранней весной и правил до Троицы. Его женской половиной была богиня Лада – славянская Венера. «Ладить», «ладная» – всё указывает на мирный характер этого божества. Александр Николаевич Афанасьев, собиратель русского фольклора и историк, работавший в середине XIX в. писал: «Лад – супружеское согласие, любовь, в музыке – гармония». Специалисты считают, что сопоставление имени божества и слова «лад» – основано на простом созвучии. При этом стихотворения того времени описывали Ладу, именно как символ весны и гармонии с просыпающимися силами природы. В сборнике стихотворений «Чёрные розы» Аполлона Аполлоновича Коринфского, русского поэта и знатока фольклора Поволжья, изданного в 1896 г в Санкт-Петербурге, мы нашли стихотворение «Лада» с эпиграфом: «Ой, Лада! Лель, люли» – из народных припевов. Поэтическое произведение начинается так:
«Чуть солнышко светлее среди зимы блеснёт,
Чуть взглянет веселее на весь честной народ, –
Так — русских зим услада, зазноба вешних чар –
Пойдёт певунья Лада развеять сердца жар…
Куда-куда ни глянет, – везде-то путь пред ней,
Как маслом полит, станет и глаже, и ровней…
За нею следом тройки летят в перегонки;
И смех, и песни бойки, и тешат слух звонки…
Варят пива по сёлам, вся Русь печёт блины –
В разгуле развеселом, в честь вестницы весны…».
Как и было обещано: Лада – символ весны, краса голубоокая, белая лебёдушка и павушка – ну как такой не поклоняться! Но про славянский праздник Ладодение мы не нашли никаких цитат и упоминаний в достоверных источниках. Хотя в данном случае это ничего и не значит.
Сокол кобчик, Falco vespertinus
Птицы и слово «кобенить» – какая связь?
Продолжая изучать образ Лады, выяснили, что богиня всегда была окружена перелётными птицами. Они, устремляясь за Ладой, прилетали к нам весной из Ирия. В восточнославянской мифологии так именовали райский сад, находящийся за тридевять земель – на западе или юго-западе Земли, где тёплые моря и где зимуют птицы.
И вот мы подходим к слову «кобение». Что общего между ним и птицами? Открываем словарь Владимира Ивановича Даля: «Кобь, женское, старинное – волхованье, гаданье по приметам и встречам; гаданье по полёту птиц, кобцов (от редакции – самых маленьких по размеру соколов, кобчиков) и пустельги, которые особенно весной, прилетая, тянутся во множестве одним путём. От кобь много слов: кобенить, кобец, кабала, каба, коба, и вероятно скобка».
Малютка-кобчик весит не более 200 г, достигает в длину максимум 34 см. Зато его называют– «сокол красноногий», благодаря ярким оранжевым «штанам» и лапам красного или рыжего цвета. Из-за такого необычного яркого оперения эту птичку уважали языческие жрецы. А простой народ приручал и тренировал кобчиков для спасения урожая от грызунов и саранчи.
Весной как раз и наблюдали за полётом его и пустельги (тоже сокола). Это якобы и называлось «кобениться». А ещё есть версия, что это слово означает «подражать движениям птиц», что и делали раньше весной. Опять же, читаем у Даля: «Кобенить – руки, ноги, заламывать, ломать, корчить, неуклюже изворачивать». А как же иначе человеку, существу земному, повторить небесный танец птиц? Недаром там же: «Кобенить, – ся говорят о шаманских кривляньях». А ведь шаманы очень часто строят свою хореографию на движениях птиц, и обычно именно соколов. А ещё согласно птицегаданию*, летящий высоко сокол – это радость и успешное завершение важного дела, а одинокий ворон или стая ворон – неудачи в делах.
Мы не призываем вас шаманить, кобениться** можно иначе. Можно покликать птиц и попеть весенние песни – веснянки-заклички. Например, такие:
«Уж ты пташечка, ты залётная!
Ты слетай на синё море,
Ты возьми ключи весенние,
Замкни зиму, отомкни лето!»
или
«Жаворонки, жавороночки!
Прилетите к нам, принесите нам
Лето тёплое!
Унесите от нас зиму холодную!
Нам холодная зима надоскучила,
Руки, ноги отморозила!».
А подкрепить эти призывные песни можно выпечкой жаворонков! Обычно их пекли на День сорока мучеников Севастийских, 22 марта по новому стилю, но можно испечь и завтра, и послезавтра. Весну кликать всегда хорошо!
«Жаворонки» из дрожжевого теста
Наталья Андреева, автор рецепта и наш читатель: «Готовых птичек «сажали» на окно, а часть из них отдавали детям для забав. Дети печёных птичек цепляли на длинные пруты, несли на самую высокую горку, и кричали что есть мочи: «Весна-красна, на чем пришла? – На сохе, на бороне, на овсяном снопу, на ржаном скирду». Или: «Солнышко-вёдрышко, выгляни в окошко. Солнышко, нарядись, Красное, покажись! Пошли нам, Господи, тёплого лета, урожайного года и побольше света!». Моя маленькая дочка была в восторге от этой выпечки, поэтому, у кого есть детки от двух до пяти лет, рекомендую порадовать их такими сдобными птичками. Кто не постится, можно сделать булочки на молоке, но и постные «жаворонки» получаются пушистыми и мягкими».
Жаворонки из дрожжевого теста
Для 6-8 птичек нужно:
- 120 мл молока или воды для постного исполнения
- 2 г сухих быстрых дрожжей
- 2 ст. л. сахара
- 220-260 г муки + для раскатывания теста
- 25-30 мл растительного масла
- щепотка соли
- крепкий чёрный чай для обмазки птичек
- тёмный изюм для глазок
*Есть такое понятие «ауспиции», от латинского auspicia, от avis – «птица» и speculare – «наблюдать», то есть «птицегадание». Им занимались авгуры, римские жрецы. Они наблюдали за движениями определённых птиц по небу и для них, например, было важно направление полёта: справа налево или слева направо.
В славянских текстах термину «ауспиция» соответствует слово «ворожение». На Руси ворожеи для своих предсказаний использовали куроклик (петушиный крик), воронограй (пение ворона), мышеписк.
** Сейчас слова «кобениться» используют, согласно Словарю русского языка, под редакцией А. П. Евгеньевой, в смысле: «Не соглашаться на что-либо, заставляя упрашивать себя; упрямиться».
Источник: gastronom.ru