Содержание статьи
Духоборы (духоборцы) относятся к религиозному протестному течению христиан, возникшему в России во второй половине XVIII в. Сначала в название духовных общин общественность вкладывала негативный смысл, но потом представители церкви дали духоборам иное толкование: отрицая религиозную внешность, они являются поборниками духа.
Сейчас на Дону сложилась одна из крупнейших духоборческих общин в мире. Таких культурных центров в мире три: в канадском Каслгаре, в грузинском селе Гореловка и на хуторе Петровка Ростовской области.
Духоборы
«Церковь не в брёвнах, а в рёбрах»
Духоборы отвергают всякую обрядовость, исповедуются только богу, пост считают воздержанием от злых мыслей и дел, верят в перерождение, не клянутся, отказываются от военной службы и присяги. Общины существовали как коммуны, духоборы вместе обрабатывали земли, а собранный урожай делили поровну.
Император Александр I не видел в духоборчестве ничего плохого и выделил для общин угодья в Крыму, заодно освободив от воинской службы. Николай I придерживался других взглядов, а потому забрал у духоборов уже освоенные земли и переселил их на горные склоны Закавказского края. Высылка на территорию современных Грузии и Азербайджана произошла в 1841 г.
Массовую кампанию в защиту духоборов в международной прессе организовал Лев Толстой. В 1898-1899 гг. примерно 7500 человек эмигрировали в Канаду. Значительную часть средств пожертвовал писатель с гонораров за роман «Воскресение» и рассказ «Отец Сергий». Крупнейшую партию духоборов-эмигрантов сопровождал Бонч-Бруевич, будущий личный помощник Ленина Владимир, который попутно составил образцовый сборник псалмов духоборов.
Основатели советского государства увидели в духоборах приверженцев близких взглядов и назвали их чуть ли не первыми в мировой истории колхозниками. Не без участия Бонч-Бруевича просьба лидеров общины о переселении из Закавказья была удовлетворена, и наркомат земледелия предложил им перебираться в Донскую область осваивать сальские степи.
5 октября 1921 г. началось переселение духоборов в Сальский округ. Сначала на донскую землю приехали 40 молодых мужчин. Они избрали для себя трудную зимовку в землянках, поскольку не стали занимать дома осуждённых, погибших или эмигрировавших казаков. Целинные степи им понравились. «Трава была такая высокая, что не было видно даже всадника на лошади», – говорили они, и на следующий год к ним присоединились более 4 000 членов общины.
В 30-е годы идеология советского государства изменилась и вместе с ней духоборов стали раскулачивать. В послевоенное время уцелевшие общины власть оставила в покое, на сохранение традиций куда больше влиял отток молодёжи в города, естественное старение общины. В 80-е гг. решили зафиксировать уникальную культуру. В Целинский район стали приезжать фольклорные экспедиции и телевизионщики. Духоборы охотно откликались на просьбы исполнить духовные песни, показать оригинальную одежду и домашнюю утварь.
Традиции духоборской кухни
Духоборские женщины всегда прекрасно готовили. И несмотря на то, что члены общины не ели мяса, их простая и консервативная еда всегда была весьма питательной. Возможно, это объясняется длительным проживанием духоборов в горах Кавказа.
Духоборцы любят выпечку. Лапша, затирка, галушки, лапшевник, картофельник, блины, чавка, вареники, пирожки – всё это будничные и праздничные реалии общины. С тестом сочетали творог, топлёное масло и яйца. Хозяйки летом заготавливали творог на зиму и хранили его в эмалированных чугунах. Для этого молочный продукт заливали сывороткой, присаливали и укладывали гнёт. В холода получившийся продукт использовали для начинки пирогов и добавляли в затирку (суп с клёцками).
Первые духоборы, которые прибыли из Закавказья в село Петровка Ростовской области для подготовки переселения остальных духоборцев на вольные земли Сальских степей, а затем и их единомышленники работали в колхозе имени Будённого, который позже стал носить имя В. И. Ленина. Его основными функциями было животноводство и полеводство. До сих пор бывшие колхозные земли дают урожай, позволяющий производить на территории села Хлеборобного хлебобулочных изделий, главные из которых – блины и пироги. Эти «духоборские лакомства» пекутся на большие праздники, а также преподносятся вместо каравая гостям общины.
Духоборские блины
Блины уникальны потому, что готовятся на основе молочной пшённой каши, которой заваривают взбитые яйца. Вкус блинов сладковатый, в аромате слышны ноты топлёного масла и молока.
Духоборские блины
Для приготовления 12-14 духоборских блинов нужно:
- 100 г пшена
- 1 л молока
- 100 г сахара
- 10 яиц
- щепотка пищевой соды
- 150-200 г муки
- 1 ст. л. растительного масла без запаха
- смалец или растительное масло для смазывания сковороды
- примерно 200 г топлёного масла для смазывания блинов
- соль
Духоборские пирожки
Духоборы тонкие и большие пирожки из бездрожжевого теста готовят на сухой сковороде, поэтому выпечка отличается от прочей светлый цветом и тёмными подпалинами. Топлёное сливочное масло превращает сухие пирожки в объедение.
Духоборские пирожки
Для приготовления 12-14 духоборских пирожков нужно:
Для теста:
- 500 мл простокваши или сыворотки
- 2 яйца
- 2 ст. л растительного масла
- 30-35 г сливочного масла
- 450-500 г муки
- щепотка сахара
- щепотка пищевой соды
- примерно 200 г топлёного масла для смазывания пирожков
- соль
Для начинки:
- 1 кг картофеля для варки
- лук, по желанию
Духоборские лакомства – продуктовый бренд Ростовской области, представленный на Втором национальном конкурсе региональных брендов продуктов питания «Вкусы России», организатором которого является Минсельхоз России. Конкурс призван открыть региональным гастрономическим брендам дорогу к широкому потребителю, показать потенциал их развития и познакомить людей с разнообразием уникальных российских вкусов.
С 20 октября по 7 ноября проходит народное голосование, в рамках которогов ы можете проголосовать за любимый продукт или блюдом на официальном сайте (см. ссылку здесь).
Источник: gastronom.ru