Духоборские лакомства, особый вкус и рецепты донской земли

0
66

Духоборы (духоборцы) относятся к религиозному протестному течению христиан, возникшему в России во второй половине XVIII в. Сначала в название духовных общин общественность вкладывала негативный смысл, но потом представители церкви дали духоборам иное толкование: отрицая религиозную внешность, они являются поборниками духа.

Сейчас на Дону сложилась одна из крупнейших духоборческих общин в мире. Таких культурных центров в мире три: в канадском Каслгаре, в грузинском селе Гореловка и на хуторе Петровка Ростовской области.

Духоборы

«Церковь не в брёвнах, а в рёбрах»

Духоборы отвергают всякую обрядовость, исповедуются только богу, пост считают воздержанием от злых мыслей и дел, верят в перерождение, не клянутся, отказываются от военной службы и присяги. Общины существовали как коммуны, духоборы вместе обрабатывали земли, а собранный урожай делили поровну.

Император Александр I не видел в духоборчестве ничего плохого и выделил для общин угодья в Крыму, заодно освободив от воинской службы. Николай I придерживался других взглядов, а потому забрал у духоборов уже освоенные земли и переселил их на горные склоны Закавказского края. Высылка на территорию современных Грузии и Азербайджана произошла в 1841 г.

Массовую кампанию в защиту духоборов в международной прессе организовал Лев Толстой. В 1898-1899 гг. примерно 7500 человек эмигрировали в Канаду. Значительную часть средств пожертвовал писатель с гонораров за роман «Воскресение» и рассказ «Отец Сергий». Крупнейшую партию духоборов-эмигрантов сопровождал Бонч-Бруевич, будущий личный помощник Ленина Владимир, который попутно составил образцовый сборник псалмов духоборов.

Основатели советского государства увидели в духоборах приверженцев близких взглядов и назвали их чуть ли не первыми в мировой истории колхозниками. Не без участия Бонч-Бруевича просьба лидеров общины о переселении из Закавказья была удовлетворена, и наркомат земледелия предложил им перебираться в Донскую область осваивать сальские степи.

5 октября 1921 г. началось переселение духоборов в Сальский округ. Сначала на донскую землю приехали 40 молодых мужчин. Они избрали для себя трудную зимовку в землянках, поскольку не стали занимать дома осуждённых, погибших или эмигрировавших казаков. Целинные степи им понравились. «Трава была такая высокая, что не было видно даже всадника на лошади», – говорили они, и на следующий год к ним присоединились более 4 000 членов общины.

В 30-е годы идеология советского государства изменилась и вместе с ней духоборов стали раскулачивать. В послевоенное время уцелевшие общины власть оставила в покое, на сохранение традиций куда больше влиял отток молодёжи в города, естественное старение общины. В 80-е гг. решили зафиксировать уникальную культуру. В Целинский район стали приезжать фольклорные экспедиции и телевизионщики. Духоборы охотно откликались на просьбы исполнить духовные песни, показать оригинальную одежду и домашнюю утварь.

Традиции духоборской кухни

Духоборские женщины всегда прекрасно готовили. И несмотря на то, что члены общины не ели мяса, их простая и консервативная еда всегда была весьма питательной. Возможно, это объясняется длительным проживанием духоборов в горах Кавказа.

Духоборцы любят выпечку. Лапша, затирка, галушки, лапшевник, картофельник, блины, чавка, вареники, пирожки – всё это будничные и праздничные реалии общины. С тестом сочетали творог, топлёное масло и яйца. Хозяйки летом заготавливали творог на зиму и хранили его в эмалированных чугунах. Для этого молочный продукт заливали сывороткой, присаливали и укладывали гнёт. В холода получившийся продукт использовали для начинки пирогов и добавляли в затирку (суп с клёцками).

Первые духоборы, которые прибыли из Закавказья в село Петровка Ростовской области для подготовки переселения остальных духоборцев на вольные земли Сальских степей, а затем и их единомышленники работали в колхозе имени Будённого, который позже стал носить имя В. И. Ленина. Его основными функциями было животноводство и полеводство. До сих пор бывшие колхозные земли дают урожай, позволяющий производить на территории села Хлеборобного хлебобулочных изделий, главные из которых – блины и пироги. Эти «духоборские лакомства» пекутся на большие праздники, а также преподносятся вместо каравая гостям общины.

Духоборские блины

Блины уникальны потому, что готовятся на основе молочной пшённой каши, которой заваривают взбитые яйца. Вкус блинов сладковатый, в аромате слышны ноты топлёного масла и молока.

Духоборские блины

Для приготовления 12-14 духоборских блинов нужно:

  • 100 г пшена
  • 1 л молока 
  • 100 г сахара
  • 10 яиц
  • щепотка пищевой соды
  • 150-200 г муки
  • 1 ст. л. растительного масла без запаха
  • смалец или растительное масло для смазывания сковороды
  • примерно 200 г топлёного масла для смазывания блинов
  • соль  
  • Сварите пшённую кашу на молоке с половиной сахара. Не забудьте её посолить.
  • В большой миске отдельно взбейте яйца и оставшийся сахар до пышной светлой массы.
  • Кашу тонкой струйкой влейте во взбитые яйца, не прекращая перемешивать массу. Добавьте соду.
  • Постепенно всыпайте муку до тех пор, пока тесто не станет густым, как жирные сливки. Добавьте растительное масло. Вымешайте до однородности.
  • Миску накройте полотенцем и оставьте в тёплом месте на 15-20 мин.
  • Раскалённую чугунную сковороду смажьте смальцем или растительным маслом.
  • Выпекайте блины только с одной стороны. Складывайте их пополам, чтобы образовать полукруг. Обильно смазывайте топлёным маслом. Подавайте тёплыми.
  • Духоборские пирожки

    Духоборы тонкие и большие пирожки из бездрожжевого теста готовят на сухой сковороде, поэтому выпечка отличается от прочей светлый цветом и тёмными подпалинами. Топлёное сливочное масло превращает сухие пирожки в объедение.

    Духоборские пирожки

    Для приготовления 12-14 духоборских пирожков нужно:

    Для теста:

    • 500 мл простокваши или сыворотки
    • 2 яйца
    • 2 ст. л растительного масла
    • 30-35 г сливочного масла
    • 450-500 г муки
    • щепотка сахара
    • щепотка пищевой соды
    • примерно 200 г топлёного масла для смазывания пирожков
    • соль

    Для начинки:

    • 1 кг картофеля для варки
    • лук, по желанию
  • Для начинки картошку отварите в подсоленной воде. Воду слейте, картошку истолките в пюре. К нему можно добавить обжаренный с растительным маслом лук.
  • Для теста в большой миске до однородности смешайте простоквашу, взбитые с маленькой щепоткой соли яйца, растопленное сливочное масло.
  • Добавьте муку, сахар и соду. Замесите тесто не слишком крутое, но и не липнущее к рукам.
  • Миску накройте полотенцем и уберите в тёплое место на 1 ч.
  • Тесто разделите на части примерно по 80-100 г. Каждый скатайте в колобок, выложите на стол, подпылённый мукой на некотором расстоянии друг от друга и накройте полотенцем. Оставьте на 20-30 мин.
  • Каждый колобок раскатайте скалкой в круг. На цент положите картофельное пюре, слепите края и тонко раскатайте пирожок (до 1,5-2 см), чтобы шов был посередине.
  • Готовьте на разогретой сухой чугунной сковороде с двух сторон под крышкой.
  • Каждый обильно смазывайте топлёным маслом. Отдельно можно подать растопленное сливочное масло, в которое каждый может обмакивать пирожки.
  • Духоборские лакомства – продуктовый бренд Ростовской области, представленный на Втором национальном конкурсе региональных брендов продуктов питания «Вкусы России», организатором которого является Минсельхоз России. Конкурс призван открыть региональным гастрономическим брендам дорогу к широкому потребителю, показать потенциал их развития и познакомить людей с разнообразием уникальных российских вкусов.

    С 20 октября по 7 ноября проходит народное голосование, в рамках которогов ы можете проголосовать за любимый продукт или блюдом на официальном сайте (см. ссылку здесь).

    Источник: gastronom.ru

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here