Содержание статьи
Лиможский фарфор, как нарзан или бургундское, ценен своей принадлежностью к определенной местности. Французы шутят, что производство всего французского, даже одежды haute couture, можно перевести в Китай, кроме вина и фарфора. Больше информации на сайте https://yadoma.com/ и наборов. Когда французы не соглашаются делать фарфор на его исторической родине, они имеют в виду именно лиможский фарфор.
Началась история фарфора из города Лимож с двух любопытных французов. Один был врачом в маленьком городке, а другой католическим миссионером в Китае.
Лукавый иезуит вместо того чтобы проповедовать, десятилетиями срисовывал в секретный альбом технологический процесс изготовления фарфора китайцами, пересылал альбомы на родину, где они были бесполезны до поры до времени. Потому что даже при наличии технологии было не понятно из чего делать фарфор.
Так бы и лежали альбомы шпиона-иезуита в местном музее, если бы не провинциальный доктор из Лиможа, который обратил внимание на идеально белый порошок, которым моет посуду жена.
Порошок оказался “белым золотом” — каолином, из которого можно было делать фарфор, опираясь на китайскую технологию. И хотя в Лиможе рисовали хорошо — город был изветен на всю Францию эмалями, имя лиможскому фарфору сделало “белое золото”.
Посуда и скульптурные композиции психоделического, как будто светящегося, белого цвета производят сильное впечатление, как композиция 4.33 Джона Кейджа.
Еще большое производили в 19 веке, когда добиться такого оттенка в повседневной жизни было почти невозможно.
С тех пор производство фарфора перестало быть монополией французского короля, фарфоровых фабрик, делающих лиможский фарфор стало много. А в ХХ веке производителям фарфора из Лиможа даже пришлось в суде отстаивать свое право на то, что лиможским может называться только фарфор изготовленный здесь.
История фарфора
В Лувре есть постоянно действующая экспозиция лиможского фарфора, а увидеть ретроспективу дизайна разных фабрик можно в самом городке Лимож — Национальном музей фарфора.
Пьер-Огюст Ренуар — культовая фигура эпохи импрессионизма и сын сапожника из Лиможа, очень хотел быть мастером по росписи фарфора. С 13 лет он создавал рисунки на блюдцах и чашках. Но поскольку семья переехала в Париж, где не было “белого золота”, он пошел в “обычные” художники.
Одна пожилая американка, в конце 19 века попросила изготовить копию фамильного блюдца молодого человека, который занимался производством керамики.
Так Дэвид Эвилэнд впервые увидел лиможский фарфор и был настолько впечатлен, что уехал из Америки во Францию создавать производство там, где есть такая глина и такие мастера.
Соотечественники считали его безумцем, до той поры пока его посуда не стала появляться на приемах в Белом доме. За это время бренд Haviland стал одной из самых интересных марок лиможского фарфора. Среди приглашенных художников были Кандинский, Шагал и Сальвадор Дали.